Стратегическое планирование является основой любой системы
планирования. Без четкого понимания целей и задач, поставленных перед
предприятием в целом и перед отдельными его работниками, трудно проводить
оценку и анализ деятельности предприятия.
Осуществляя стратегическое
планирование руководство предприятием должно осознавать, что для его успешного
решения иногда необходимы новые методы и способы мышления. Поддержка новых
начинаний может обеспечить предприятию более высокий уровень составления планов
и как результат увеличение эффективности всего планирования. Сотрудники должны
знать, что любое их предложение будет рассмотрено, а инициатива поддержана.
Связь между
стратегическим планированием и оперативными решениями – задача номер один в
стратегии предприятия. Стратегический план должен приниматься не ради самого
стратегического плана, а ради того, чтобы его положения могли быть переведены в
конкретные решения. Увязка стратегии и оперативности, вот что отвечает требованиям эффективного планирования.
В то же время
надо понимать, что принятие стратегического плана и его реализация – это разные
процессы. Только после того, как будет одобрен и принят стратегический план,
можно говорить о способах его реализации.
Стратегическое планирование представляет собой систему действий и
решений, предпринимаемых руководством предприятия, для выработки специфических
стратегий, предназначенных для достижения целей и задач, поставленных перед
данным, конкретным предприятием. Принимая управленческие решения руководство
предприятием использует при этом стратегическое планирование как инструмент для
этих решений. В рамках процесса стратегического планирования можно выделить
четыре основных вида управленческой деятельности:
·
организационное
стратегическое предвидение;
·
внутренняя
координация;
·
распределение
ресурсов;
·
адаптация к внешней
среде.
Стратегическое
планирование представляет собой совокупность главных целей предприятия, а также
способов достижения этих целей. Поставленная цель и стратегический план не одно
и тоже. Стратегическое планирование
должно исходить из реальных возможностей предприятия. Оно направлено
на: прогнозирование развития предприятия, организацию координации подразделений
предприятия, совершенствование инвестиционной политики, адаптацию к внешней
среде.
Прогнозирование
развития предприятия.
Осуществляя
стратегическое планирование руководство должно получить прогноз дальнейшего
развития. Полученный прогноз позволяет понять в каком направлении движется
предприятие и какие результаты будут достигнуты при определенном значении
экономических показателей.
Организация координации
подразделений.
Включает в себя
координацию стратегической деятельности для отражения сильных и слабых сторон
предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.
Достижение полной координации действий подразделений предприятия является
частью управленческой деятельностью.
Адаптация к
внешней среде.
Адаптация
охватывает все действия стратегического планирования по взаимодействию
предприятия с внешней средой.
Предприятие
должно быть готово к встрече, как с благоприятными, так и неблагоприятными
явлениями внешней среды. Необходима выработка поведения в любой ситуации.
Создание благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных
производственных систем, взаимодействия с государственными органами и обществом
в целом.
Стратегическое
планирование представляет собой детальное, всестороннее комплексное
планирование, предназначенное для того, чтобы обеспечить выполнение задач,
поставленных перед предприятием. Основные направления стратегического развития
должны быть понятны руководству предприятия и приняты им на вооружение. Именно
оно руководство отвечает за разработку стратегии, в то время как выполнение ее
ложится на плечи всего коллектива.
Стратегическое
планирование должно основываться на обширной информации, поступающей как от
подразделений занимающихся исследовательскими направлениями, так и от собранных
фактических данных о состоянии рынка, конкуренции, отрасли и других факторов.
Стратегический
план каждого предприятия является его своеобразной визитной карточкой. Он
индивидуален, достаточно определен, что позволяет мобилизовывать под
определенную идею материальные, финансовые, трудовые ресурсы. Будучи достаточно
целостным в течении продолжительного времени стратегический план должен тем не
менее предусматривать возможность корректировки с целью определенной
модификации. Постоянно изменяющаяся внешняя среда делает такие корректировки
неизбежными.
Как уже
отмечалось выше, стратегическое планирование только тогда будет эффективным,
когда оно будет увязано с системой реализации этих планов, организацией
производства, контролем и мотивацией. В настоящий момент, объем информации
обрушивающийся на предприятие возрастает с каждым днем.
Само наличие стратегического планирования
позволяет спрогнозировать с большой долей вероятности будущие проблемы и
возможности.
Принимая обоснованные и систематизированные
плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за
ошибочной или недостоверной информации о возможностях самого предприятия и
влиянии внешней среды.
Стратегическое
планирование- это не будущие решения, а скорее будущее решений, принимаемых
сегодня. Правильно ли была разработана стратегия и как быстро окупятся инвестиции
покажет бизнес-план, являющийся следующим этапом процесса планирования на
предприятиях.